о севере

Немного истории

Жители северных сел и погостов чаще всего были государственными или монастырскими крестьянами, с 1764 года переведенными в ведение "коллегии экономии". В отличие от крестьян Средней России, северное крестьянство в массе своей не знало гнета помещиков.
В этот край непроходимых лесов и болот не прорвалась Батыева конница, сокрушившая Киевскую Русь. Более поздние войны и междоусобицы также обошли стороной эти далекие окраинные земли.
Из Великого Новгорода, а позднее из Москвы сюда проникали и оседали здесь предприимчивые купцы и землепроходцы. При угрозе вражеского нашествия стены укрепленных северных монастырей хранили и государственную казну. Сюда же увозили царские и княжеские семьи.
С середины 17 века Север поставляет на внешний и внутренний рынки страны лучшую в мире древесину, жемчуг, меха, соль, железо. В устье Северной Двины возникает важный международный порт - Архангельск. Д
винские земли быстро заселяются и богатеют. Однако позднее торговые пути переместились с Севера и регион приостановился в развитии.
В конце 19 - начале 20 веков на огромных территориях, долгие годы считавшихся отсталыми, стали открываться россыпи самобытной народной культуры. Виднейшие представители художественной интеллигенции (Грабарь, Билибин, Коровин, Архипов и Рерих), так же как и этнографы, и фольклористы устремились к берегам северных рек.

Архитектура

В ряду архитектурных сооружений Севера ведущая роль принадлежит деревянному зодчеству. Русский Север позволяет ученым проследить эвоолюцию зодчества от миниатюрной курной избы до огромных дворцовых палат и хором, от скромной придорожной часовни до фантастического великолепия многоглавых храмов.
Русскими плотниками-зодчими широко примялись сложнейшие "оптические поправки". Легкая кривизна силуэта высоких шатров или остроугольных "клинчатых" кровель лишали эти огромные поверхности линейной жесткости. Чуть округлая растеска внутренних поверхностей дверных и оконных проемов содействовала впечатлению мягкой живописности их очертаний.
Образ башнеобразного сооружения, рожденного в эпоху непрерывных войн и междоусобиц, ассоциировался в сознании русских людей с идеями государственности, с верой в силу русского воинства, русского оружия. Отсюда - огромная популярность шатровых церквей, которые по традиции продолжали строить на Севере и после их официального запрещения церковной властью во второй половине 17 века.
Со временем объемное построение деревянных церквей становится все более сложным. Усложнение идет по пути обогащения силуэта, изобретения новых декоративных форм покрытия, приобретавших порой фантастическую пышность.
Апофеозом деревянного монументального искусства стала 23-главая Преображенская церковь Кижского погоста на Онежском озере. В этом храме, созданном в начале 18 века органически сочетаются глубоко традиционные и новаторские элементы. Огромное сооружение создавалось как главный храм крупного административного центра - погоста. Это своеобразный триумфальный памятник, связанный с победоносным окончанием длительной и тяжелой Северной войны.

Сольвычегодск

Важное значение Севера с обороне страны отражено в грамотах Ивана Грозного, закреплявших за торговыми людьми Строгановыми огромные земли. На Строгановых возлагалось строительство городов, острогов и защита полученных ими земель. Позднее из основанных ими городов шли в далекую Сибирь вольные дружины Ермака. Столицей "дома Строгановых" долгое время был Сольвычегодск. Здесь стоял их огромный деревянный дворец, соперничавший в своем великолепии с царским дворцом в Коломенском. Высокая одаренность служивших Строгановым мастеров привела к созданию архитектурной "строгановской школы". Строительство Введенского собора в Сольвычегодске было одним из краеугольных камней развития русского барокко.

Вологда

На иной основе расцветает искусство торгово-ремесленных посадов в Вологде, Устюге Великом, Каргополе, Хлынове (Вятке), Тотьме. Все они возвышались и богатели за счет транзитной торговли с иноземными купцами. Разбогатевшее купечество выступало как основной заказчик церковной утвари и самих церквей. Древнейшие сохранившиеся памятники каменного зодчества целиком созданы по традициям московской архитектуры. В "опричной" Вологде - это пятиглавый Софийский собор, в Каргополе - Рождественский собор 16 века, В Хлынове - Успенский собор Трифонова монастыря второй половины 17 века.

Великий Устюг

Особая архитектурная школа сложилась на рубеже 17 - 18 веков в Устюге Великом. Свои храмы, отличающиеся необыкновенной изысканностью силуэта и тончайшим рисунком кирпичных орнаментов, устюжане распространили в далекие земли по рекам Лале, Лузе, Моломе, Вычегде, Сухоне.

Каргополь

Индивидуальный мир художественных образов выработали и зодчие Каргополя. Тончайшее кружево кирпичной резьбы Благовещенской церкви Каргополя поразило когда-то Грабаря, писавшего, что она "может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций, вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон; восточная стена с тремя алтарными полукружиями является шедевром стенной обработки вообще".

Монастыри

Наряду с укрепленными городами в общую оборону северного порубежья входили и многочисленные монастыри-крепости. Их деревянные сооружения постепенно заменялись каменными. Значение крупнейших из монастырей возрастало со временем. За ними числились огромные земельные угодья, тысячи приписных крестьян. Их власть на обширных северных землях намного превосходила силу местных боярских родов и даже мелких князей.

Соловецкий монастырь

Крайним северным форпостом, грозной крепостью стал основанный еще во времена Василия Темного в конце 15 века Соловецкий монастырь. Расположенный на одном из островов Белого моря, он приобрел важное значение после открытия торгового пути из Европы к устью Северной Двины. Русское зодчество ни до, ни после него не создало ничего похожего на эту поражающую воображение каменную твердыню.

Кирилло-Белозерский монастырь

Вблизи от северо-западных рубежей страны, готовый встретить любой внезапный набег литовских или шведских отрядов, вырос еще в 14 веке Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере. Основанная выходцем из Московского Симонова монастыря Кириллом, эта обитель с первых шагов своего существования чувствовала за спиной властную руку великих князей московских. В 16-17 веках скромная вначале обитель становится одним из самых могущественных феодалов на Руси. О его близости к высшей государственной власти свидетельствует факт пострижения в его стенах Ивана Грозного. В архитектуре монастыря нет эпической суровости Соловков, ей свойственны изящность и стройность, даже мягкость силуэта.

Северные иконы

В иконостасах северных церквей вначале нелегко выделить произведения "северных писем". Здесь очень много привозных икон из Москвы, Ростова Великого, Ярославля, Новгорода, Твери. Но постепенно проявляются особенности трех направлений северной иконописи: Вологодского края, Обонежья, Двинской земли.

Широкую известность получили иконы "строгановской школы". Необычайно утонченные и изысканные, с пейзажем и одеждами, прописанными с ювелирной тонкостью, они чужды общему характеру современной им северной иконописи.

Народные промыслы

В низовье Двины, на родине Михайла Ломоносова, возник знаменитый косторезный промысел, использующий отходы тяжелого труда поморов - зуб кашалота и бивни моржей.

Большим спросом на внутреннем рынке пользовались расписные прялки с Мезени. Мезенская роспись - самая архаичная среди всех известных в русском народном искусстве и занимает там особое место. В отличие от прочих росписей: борецкой, пичугской, тоемской и других, где царствует буйство красок, - здесь - предельная скупость, лаконичность изобразительных средств. Обобщенные стилизованные фигурки людей и длинношеих, похожих на лебедей коней зрительно объединены скупым геометрическим или растительным орнаментом. Используются всего два цвета - красный и черный. Место рождения этой росписи - старинный северный город Мезень и поселок Лешуконье.

В тончайшем хитросплетении вологодских кружев - изморозь зимних окошек крестьянских изб в сочетании с фантастическими фигурками людей и зверей.

В великолепных изделиях "черненого серебра" из Великого Устюга традиционная вековая народность сочетается с поздними "стличными" орнаментами и сюжетами.

Этот же сплав глубокой древности и новых веяний ярко проявляется в вятских "дымковских" игрушках. В очертаниях и раскраске сказочных многоголовых зверей сохраняются древнейшие формы народных праздничных свистулек, в фигурах франтов и модниц - вкусы 19 века.



По материалам альбома "Русский Север", автор Б. Гнедовский. Издательство "Советская Россия", Москва - 1972.

 

 

 

 

Используются технологии uCoz