о
севере Немного истории Жители
северных сел и погостов чаще всего были государственными или монастырскими
крестьянами, с 1764 года переведенными в ведение "коллегии экономии".
В отличие от крестьян Средней России, северное крестьянство в массе
своей не знало гнета помещиков. Архитектура В
ряду архитектурных сооружений Севера ведущая роль принадлежит деревянному
зодчеству. Русский Север позволяет ученым проследить эвоолюцию зодчества
от миниатюрной курной избы до огромных дворцовых палат и хором, от скромной
придорожной часовни до фантастического великолепия многоглавых храмов.
Сольвычегодск
Важное
значение Севера с обороне страны отражено в грамотах Ивана Грозного,
закреплявших за торговыми людьми Строгановыми огромные земли. На Строгановых
возлагалось строительство городов, острогов и защита полученных ими
земель. Позднее из основанных ими городов шли в далекую Сибирь вольные
дружины Ермака. Столицей "дома Строгановых" долгое время был
Сольвычегодск. Здесь стоял их огромный деревянный дворец, соперничавший
в своем великолепии с царским дворцом в Коломенском. Высокая одаренность
служивших Строгановым мастеров привела к созданию архитектурной "строгановской
школы". Строительство Введенского собора в Сольвычегодске было
одним из краеугольных камней развития русского барокко. На
иной основе расцветает искусство торгово-ремесленных посадов в Вологде,
Устюге Великом, Каргополе, Хлынове (Вятке), Тотьме. Все они возвышались
и богатели за счет транзитной торговли с иноземными купцами. Разбогатевшее
купечество выступало как основной заказчик церковной утвари и самих
церквей. Древнейшие сохранившиеся памятники каменного зодчества целиком
созданы по традициям московской архитектуры. В "опричной"
Вологде - это пятиглавый Софийский собор, в Каргополе - Рождественский
собор 16 века, В Хлынове - Успенский собор Трифонова монастыря второй
половины 17 века. Особая
архитектурная школа сложилась на рубеже 17 - 18 веков в Устюге
Великом. Свои храмы, отличающиеся необыкновенной изысканностью силуэта
и тончайшим рисунком кирпичных орнаментов, устюжане распространили в
далекие земли по рекам Лале, Лузе, Моломе, Вычегде, Сухоне. Каргополь Индивидуальный
мир художественных образов выработали и зодчие Каргополя.
Тончайшее кружево кирпичной резьбы Благовещенской церкви Каргополя поразило
когда-то Грабаря, писавшего, что она "может соперничать с дворцами
раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций, вкусу,
с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон; восточная стена с
тремя алтарными полукружиями является шедевром стенной обработки вообще".
Монастыри Наряду
с укрепленными городами в общую оборону северного порубежья входили
и многочисленные монастыри-крепости. Их деревянные сооружения постепенно
заменялись каменными. Значение крупнейших из монастырей возрастало со
временем. За ними числились огромные земельные угодья, тысячи приписных
крестьян. Их власть на обширных северных землях намного превосходила
силу местных боярских родов и даже мелких князей. Соловецкий монастырь Крайним северным форпостом, грозной крепостью стал основанный еще во времена Василия Темного в конце 15 века Соловецкий монастырь. Расположенный на одном из островов Белого моря, он приобрел важное значение после открытия торгового пути из Европы к устью Северной Двины. Русское зодчество ни до, ни после него не создало ничего похожего на эту поражающую воображение каменную твердыню. Кирилло-Белозерский монастырь Вблизи от северо-западных рубежей страны, готовый встретить любой внезапный набег литовских или шведских отрядов, вырос еще в 14 веке Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере. Основанная выходцем из Московского Симонова монастыря Кириллом, эта обитель с первых шагов своего существования чувствовала за спиной властную руку великих князей московских. В 16-17 веках скромная вначале обитель становится одним из самых могущественных феодалов на Руси. О его близости к высшей государственной власти свидетельствует факт пострижения в его стенах Ивана Грозного. В архитектуре монастыря нет эпической суровости Соловков, ей свойственны изящность и стройность, даже мягкость силуэта. Северные иконы В иконостасах северных церквей вначале нелегко выделить произведения "северных писем". Здесь очень много привозных икон из Москвы, Ростова Великого, Ярославля, Новгорода, Твери. Но постепенно проявляются особенности трех направлений северной иконописи: Вологодского края, Обонежья, Двинской земли. Широкую известность получили иконы "строгановской школы". Необычайно утонченные и изысканные, с пейзажем и одеждами, прописанными с ювелирной тонкостью, они чужды общему характеру современной им северной иконописи. Народные промыслы В низовье Двины, на родине Михайла Ломоносова, возник знаменитый косторезный промысел, использующий отходы тяжелого труда поморов - зуб кашалота и бивни моржей. Большим спросом на внутреннем рынке пользовались расписные прялки с Мезени. Мезенская роспись - самая архаичная среди всех известных в русском народном искусстве и занимает там особое место. В отличие от прочих росписей: борецкой, пичугской, тоемской и других, где царствует буйство красок, - здесь - предельная скупость, лаконичность изобразительных средств. Обобщенные стилизованные фигурки людей и длинношеих, похожих на лебедей коней зрительно объединены скупым геометрическим или растительным орнаментом. Используются всего два цвета - красный и черный. Место рождения этой росписи - старинный северный город Мезень и поселок Лешуконье. В тончайшем хитросплетении вологодских кружев - изморозь зимних окошек крестьянских изб в сочетании с фантастическими фигурками людей и зверей. В великолепных изделиях "черненого серебра" из Великого Устюга традиционная вековая народность сочетается с поздними "стличными" орнаментами и сюжетами. Этот
же сплав глубокой древности и новых веяний ярко проявляется в вятских
"дымковских" игрушках. В очертаниях и раскраске сказочных
многоголовых зверей сохраняются древнейшие формы народных праздничных
свистулек, в фигурах франтов и модниц - вкусы 19 века.
|