Земли по берегам Северной Двины (т.н. Подвинье) были открыты в начале нашего тысячелетия викингами. Английские и норманнские корабли приходили в устье Северной Двины за пушниной и рыбой вплоть до Х111 века, когда из-за общего похолодания климата плавание по Северным морям стало опасным, и морской путь из Европы в Северную Двину был забыт на целых триста лет. Но еще в ХУ веке, почти за полвека до возникновения Архангельского порта, у стен Николо-Корельского монастыря, на южном берегу Никольского Устья действовал первый Российский северный морской порт. Именно сюда 24 августа 1553 года к берегу Никольского Устья прибило штормом один из английских кораблей, искавших северо-восточный морской путь в Китай. Командовал судном "Эдуард Бонавентура " Ричард Чанселлор, именем которого названа одна из новых улиц города. Чанселлор побывал посольством при дворе Ивана Грозного, заручился его поддержкой, оценив все выгоды своего "открытия" земли русской. Англия получила от русского царя торговые льготы. Из Англии в Россию стали поступать сукно, оружие, свинец и другие товары, а из России в Англию - меха, пенька, полотно, корабельный лес, сало. Сюда, к стенам монастыря, пошли иноземные торговые корабли, на Яграх - Розовом острове - выросли товарные склады. В 1557 году между странами были установлены дипломатические отношения. Именно от стен Николо-Корельского монастыря уходил с Чанселлором первый посол России в Британии вологжанин Осип Непея. Примерно через тридцать лет по указу Ивана Грозного в устье Северной Двины были построены крепость и морской порт, ставшие впоследствии Архангельском. С середины ХУ1 века Сеаерная Двина стала главной рекой Русского государства, уступив первенство Волге лишь в ХУ11 веке. Указ Петра Первого 1722 года, запретивший неограниченный ввоз иностранных товаров, постепенно способствовал падению торгового оборота и превращению северного края в захолустную провинцию России. Но даже после прочного утверждения России на Балтике Северная Двина оставалась главной водной дорогой, связывающей центр России с северным краем, Европой и Арктикой. К середине 1930х годов остро встал вопрос о строительстве современного флота. Стране в преддверии грядущей войны нужен был современный флот.
Строители будущего города, прибывшие на колесном пароходике "Иван Каляев" в июле 1936 года, увидели на пустынных берегах Северной Двины только постройки уже недействующего Николо-Корельского монастыря, об истории которого до сих пор мало известно. Биография Северодвинска сходна с историей строительства Комсомольска-на-Амуре, Турксиба, Магнитки. В историю города вписали героические страницы первые его строители: комсомольцы и тысячи обитателей Ягринлага, не по своей воле оказавшиеся здесь. Живя в палатках и бараках среди сырых и холодных топей комариных болот, первопроходцы за четыре месяца проложили 50ти-километровую железнодорожную ветку и уже в ноябре 1936 года по ней пошел первый грузовой состав. Вскоре стали строиться дома и расти заводские корпуса. Указ Президиума ВС РСФСР от 11 августа 1938 года присвоил рабочему поселку Судострой статус города и название Молотовск.
В канун Великой Отечественной войны в городе жило уже около 40 тысяч человек, в основном выходцев из Архангельской области. Еще одну главу героической истории города жители начали вписывать с началом войны. Четырнадцать тысяч горожан ушли на фронт, около 4000 не вернулись. У станков стояли женщины, подростки. Голод косил людей, холод - постоянный спустник дома и на работе - выматывал ослабевших. Но на фронт из Молотовска шли тысячи снарядов и авиабомб с надписью "Подарок Гитлеру". Одна из славных страниц военной биографии города по праву принадлежит Молотовскому морскому порту. Уже в декабре 1941 года он начал принимать военные грузы. А между тем, всего за несколько месяцев до этого, порт еще не существовал. Под руководством уполномоченного ГКО Ивана Папанина были построены причалы, грузовые участки, узкоколейка. Долгое время, согласно официальным сообщениям, грузы, получаемые по ленд-лизу из Англии и США, шли через Мурманск и Архангельск. А между тем, более половины судов союзников, шедших в сторону Архангельска, были обработаны в молотовском порту - во многих отношения более удобном для мореплавания. Военные годы запечатлены в памятниках Северодвинска. На Яграх, на побережье Белого моря, на месте захоронения воинов, умерших в госпиталях города от ран, установлен мемориал "Скорбящая Мать - Родина". Каждый год в День Победы сюда приходят тысячи горожан. В 1957 году город Молотовск был переименован в Северодвинск.
В последние десятилетия город широко раздвинул свои границы, а население выросло в шесть раз и составляет примерно 240 тысяч человек. Главное предназначение Северодвинска - строить и ремонтировать подводные корабли. Именно здесь на Севмашпредприятии а 1950-80е года создавался российский атомный подводный флот. Первенцем его стала АПЛ "Ленинский комсомол", спущенная со стапелей Севмаша в 1957 году. В начале 80х корабелы Северодвинска спустили на воду самую большую в мире лодку класса "Тайфун", которая занесена в книгу рекордов Гиннесса.
С историей города связаны имена выдающихся людей России. В различные годы здесь бывали, работали и жили академик физик-ядерщик Анатолий Александров, отец современноц космической техники Сергей Королев, создатель ракет морского базирования академик Виктор Макеев, конструктор подводных лодок академик Сергей Ковалев. 26 марта 1992 года постановлением правительства Северодвинску присвоен статус Государственного центра атомного судостроения России. Тем самым официально признан выдающийся вклад города в создание Военно-Морского Флота.
|